Современный подход к психолого-педагогическому   сопровождению образовательного процесса педагогом-психологом

(составлено и проведено  педагогом-психологом Е.И. Брянцевой)

Основное понимание психологического сопровождения.

 

   Прежде всего, что значит “сопровождать”? В словаре русского языка мы читаем: сопровождать - значит идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника или провожающего. То есть, сопровождение ребенка по его жизненному пути - это движение вместе с ним, рядом с ним, иногда - чуть впереди, если надо объяснить возможные пути. Взрослый внимательно приглядывается и прислушивается к своему юному спутнику, его желаниям, потребностям, фиксирует достижения и возникающие трудности, помогает советами и собственным примером ориентироваться в окружающем мире, понимать и принимать себя. Но при этом не пытается контролировать, навязывать свои пути и ориентиры. И лишь когда ребенок потеряется или попросит о помощи, помогает ему вновь вернуться на свой путь. Ни сам ребенок, ни его умудренный опытом спутник не могут существенно влиять на то, что происходит вокруг Дороги. Взрослый также не в состоянии указать ребенку путь, по которому непременно нужно идти. Выбор Дороги - право и обязанность каждой личности, но если на перекрестках и развилках с ребенком оказывается  тот, кто способен облегчить процесс выбора, сделать его более осознанным - это большая удача.

    Именно в таком сопровождении школьника на всех этапах его школьного обучения и видится основная цель школьной психологической практики.

 

Прежде чем дать научное определение парадигмы сопровождения, необходимо отметить следующее: школьная жизнь ребенка протекает в сложно организованной, разнообразной по формам и направленности среде. По своей природе эта среда социальна, так как представляет собой систему различных отношений ребенка со сверстниками и школьниками другого возраста, педагогами, родителями (своими и одноклассников), другими взрослыми, участвующими в школьном процессе. По своему содержанию она может быть интеллектуальной, эстетической, этической, бытовой.… Попадая в школьный мир, ребенок оказывается перед множеством разнообразных выборов, касающихся всех сторон жизни в нем: как учиться и как строить свои отношения с учителями, как общаться со сверстниками, как относиться к тем или иным требованиям и нормам и многое другое. Можно сказать, что школьная среда предлагает школьнику на выбор множество дорог и путей, по которым можно идти и развиваться.

   В помощь предлагаются окружающие его взрослые, которые в силу своей социальной, профессиональной или личностной позиции могут оказать школьнику разнообразную поддержку. Прежде всего-это, Педагог, Родитель и Психолог.

Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей ядра образования. Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.

В современной образовательной практике, наряду с формированием знаний и умений, в число приоритетных,

включены цели, связанные с общим личностным развитием и сохранением психологического здоровья учащихся. Существенное значение в их достижении имеет психолого-педагогическое сопровождение   обучаемых.

 

В процессе обучения и воспитания ребенка, в ежедневной практике, мы оказываем помощь ученику в преодолении различного рода трудностей. Внутришкольное сопровождение учащегося, как показывает практика, позволяет успешно решать задачи, стоящие в настоящее время перед школой.

Согласитесь, нет более древней идеи, чем идея взаимосвязи развития и  образования (действительно, идея стара как мир), но именно поэтому мы можем говорить об особой значимости комплексного индивидуального сопровождения развития ребенка как новой технологии, обеспечивающей превращение этой идеи из декларации в реальность.

                                                    Д. п. н., проф Е.И. Казакова

У каждого из нас есть представление о том, какие важнейшие психологические проблемы существуют в той реальной социально-педагогической системе, в которой мы работаем.

Цель деятельности психолога:

Комплексное психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса.

Основная цель сопровождения  – обеспечение наиболее благоприятных условий для гармоничного развития, самореализации и социализации любого ребенка.

 

В ходе психологического сопровождения решаются следующие задачи:

*систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения.

*формировать у обучающихся   способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;

*создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.

 

В технологии сопровождения школьников можно выделить шесть этапов:подготовительный, диагностический,информационный, коррекционно-развивающий, повторно диагностический, консультативно-методический.

  • подготовительный 

Этот этап работы включает:

  • постановку целей и задач;
  • утверждение сроков и режима работы;
  • чёткое почасовое планирование предстоящих диагностических мероприятий;
  • разработку развивающей  программы.
  • диагностический

Проведение первого этапа диагностического обследования с целью уточнения проблемы.

  • наблюдение за учащимися на уроках, регистрация данных в протоколе;
  • проведение методик диагностического минимума со всеми учащимися данной параллели;
  • экспертный опрос педагогов;
  • экспертный опрос родителей (если он предполагается при работе с данной параллелью);
  • обработка результатов, заполнение бланков заключений по всем учащимся.
  • информационный
  • психолого-педагогический консилиум
  • коррекционно-развивающий
  • реализация программы и других мероприятий;
  • консультирование педагогов и родителей.
  • повторно диагностический

Цель этапа выявить целесообразность выбранного плана решения проблемы.

  • проведение диагностического минимума обследования    школьников.
  • Диагностический  минимум носит дифференцированный
  • характер. Он позволяет условно разделить всю обследованную группу детей на две подгруппы: «психологически благополучных детей», обладающих  своими особенностями  психического и  личностного развития, не приведших в настоящее время к выраженным проблемам обучения, взаимодействия и самочувствия в школьной среде, и детей «группы риска» с реальными и потенциальными проблемами в обучении и развитии.
  • обработка данных, заполнение заключений по обследованию    
  • консультативно-методический.

Подведение итогов работы и мониторинг результатов.

Задачи психолого-педагогического сопровождения на разных уровнях (ступенях) образования различны.

Начальная школа – определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации.

Основная школа – сопровождение перехода в основную школу, адаптация к новым условиям обучения, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика девиантного поведения.

Психологическое сопровождение учащихся 8 классов, которое предполагает  оказание  информационной поддержки и консультативной помощи  в определении их интересов к учебным предметам и сферам профессиональной деятельности (анкетирование- выбор  курсов, экскурсии)).  Сопровождение учащихся 9 классов заключается  в оказании им помощи  в планировании  первоночального образовательного маршрута, которое осуществляется, профориентационным курсом «Я и моя профессия»

Старшая школа – помощь в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, поддержка в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности)

Психологическое сопровождение десятиклассников предполагает изучение степени и особенностей принятия старшеклассниками новых социальных условий, уровня тревожности, типа мотивации учения и помощи им, если необходимо.

Психологическая  поддержка учащихся в ходе подготовки к экзаменам осуществляется через реализацию диагностики  экзаменационной тревожности, классные часы - «Как готовиться к экзаменам», Как научиться правильно запоминать?», индивидуальные консультации выпускников, консультации  для  родителей на собраниях.

Сопровождение педагогов.

Решение задач психолого-педагогического сопровождения ребенка не может быть ограничено областью непосредственного взаимодействия психолога с   ребёнка, но требует организации работы с педагогами.   С педагогами используются различные формы работы. Это и индивидуальная работа психолога с учителем, работающим с классом, семинары для педагогического коллектива. По запросу педагога  проводится индивидуальная работа  с учителем направленная, прежде всего, на совместный  поиск наиболее эффективный подход к  детям, на анализ затруднений, возникающих в работе педагога с детьми и родителями, а также на снятие психологического напряжения, к сожалению, довольно часто сопровождающего работу педагога.

Сопровождение родителей

Работа с родителями-  важное звено в создании благоприятных условий для развития детей. Повышение психологической компетентности родителей посредством проведения  лекций, бесед, индивидуальных консультаций.

Перечисленные виды и формы работ  психологического сопровождения не исчерпывают все нюансы, которые возникают в работе  психолога с педагогами, родителями, детьми. Конечно же, психологу нужно знать «как» работать, но ещё важнее понимать «зачем» и  «для чего».

На сегодняшний день школьная психологическая служба  претерпевает период преобразования. Мы находимся в активном поиске новых форм и методов   обучения, психологического сопровождения.