Современный подход к психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса педагогом-психологом
(составлено и проведено педагогом-психологом Е.И. Брянцевой)
Основное понимание психологического сопровождения.
Прежде всего, что значит “сопровождать”? В словаре русского языка мы читаем: сопровождать - значит идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника или провожающего. То есть, сопровождение ребенка по его жизненному пути - это движение вместе с ним, рядом с ним, иногда - чуть впереди, если надо объяснить возможные пути. Взрослый внимательно приглядывается и прислушивается к своему юному спутнику, его желаниям, потребностям, фиксирует достижения и возникающие трудности, помогает советами и собственным примером ориентироваться в окружающем мире, понимать и принимать себя. Но при этом не пытается контролировать, навязывать свои пути и ориентиры. И лишь когда ребенок потеряется или попросит о помощи, помогает ему вновь вернуться на свой путь. Ни сам ребенок, ни его умудренный опытом спутник не могут существенно влиять на то, что происходит вокруг Дороги. Взрослый также не в состоянии указать ребенку путь, по которому непременно нужно идти. Выбор Дороги - право и обязанность каждой личности, но если на перекрестках и развилках с ребенком оказывается тот, кто способен облегчить процесс выбора, сделать его более осознанным - это большая удача.
Именно в таком сопровождении школьника на всех этапах его школьного обучения и видится основная цель школьной психологической практики.
Прежде чем дать научное определение парадигмы сопровождения, необходимо отметить следующее: школьная жизнь ребенка протекает в сложно организованной, разнообразной по формам и направленности среде. По своей природе эта среда социальна, так как представляет собой систему различных отношений ребенка со сверстниками и школьниками другого возраста, педагогами, родителями (своими и одноклассников), другими взрослыми, участвующими в школьном процессе. По своему содержанию она может быть интеллектуальной, эстетической, этической, бытовой.… Попадая в школьный мир, ребенок оказывается перед множеством разнообразных выборов, касающихся всех сторон жизни в нем: как учиться и как строить свои отношения с учителями, как общаться со сверстниками, как относиться к тем или иным требованиям и нормам и многое другое. Можно сказать, что школьная среда предлагает школьнику на выбор множество дорог и путей, по которым можно идти и развиваться.
В помощь предлагаются окружающие его взрослые, которые в силу своей социальной, профессиональной или личностной позиции могут оказать школьнику разнообразную поддержку. Прежде всего-это, Педагог, Родитель и Психолог.
Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей ядра образования. Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.
В современной образовательной практике, наряду с формированием знаний и умений, в число приоритетных,
включены цели, связанные с общим личностным развитием и сохранением психологического здоровья учащихся. Существенное значение в их достижении имеет психолого-педагогическое сопровождение обучаемых.
В процессе обучения и воспитания ребенка, в ежедневной практике, мы оказываем помощь ученику в преодолении различного рода трудностей. Внутришкольное сопровождение учащегося, как показывает практика, позволяет успешно решать задачи, стоящие в настоящее время перед школой.
Согласитесь, нет более древней идеи, чем идея взаимосвязи развития и образования (действительно, идея стара как мир), но именно поэтому мы можем говорить об особой значимости комплексного индивидуального сопровождения развития ребенка как новой технологии, обеспечивающей превращение этой идеи из декларации в реальность.
Д. п. н., проф Е.И. Казакова
У каждого из нас есть представление о том, какие важнейшие психологические проблемы существуют в той реальной социально-педагогической системе, в которой мы работаем.
Цель деятельности психолога:
Комплексное психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса.
Основная цель сопровождения – обеспечение наиболее благоприятных условий для гармоничного развития, самореализации и социализации любого ребенка.
В ходе психологического сопровождения решаются следующие задачи:
*систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения.
*формировать у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
*создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.
В технологии сопровождения школьников можно выделить шесть этапов:подготовительный, диагностический,информационный, коррекционно-развивающий, повторно диагностический, консультативно-методический.
- подготовительный
Этот этап работы включает:
- постановку целей и задач;
- утверждение сроков и режима работы;
- чёткое почасовое планирование предстоящих диагностических мероприятий;
- разработку развивающей программы.
- диагностический
Проведение первого этапа диагностического обследования с целью уточнения проблемы.
- наблюдение за учащимися на уроках, регистрация данных в протоколе;
- проведение методик диагностического минимума со всеми учащимися данной параллели;
- экспертный опрос педагогов;
- экспертный опрос родителей (если он предполагается при работе с данной параллелью);
- обработка результатов, заполнение бланков заключений по всем учащимся.
- информационный
- психолого-педагогический консилиум
- коррекционно-развивающий
- реализация программы и других мероприятий;
- консультирование педагогов и родителей.
- повторно диагностический
Цель этапа выявить целесообразность выбранного плана решения проблемы.
- проведение диагностического минимума обследования школьников.
- Диагностический минимум носит дифференцированный
- характер. Он позволяет условно разделить всю обследованную группу детей на две подгруппы: «психологически благополучных детей», обладающих своими особенностями психического и личностного развития, не приведших в настоящее время к выраженным проблемам обучения, взаимодействия и самочувствия в школьной среде, и детей «группы риска» с реальными и потенциальными проблемами в обучении и развитии.
- обработка данных, заполнение заключений по обследованию
- консультативно-методический.
Подведение итогов работы и мониторинг результатов.
Задачи психолого-педагогического сопровождения на разных уровнях (ступенях) образования различны.
Начальная школа – определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации.
Основная школа – сопровождение перехода в основную школу, адаптация к новым условиям обучения, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика девиантного поведения.
Психологическое сопровождение учащихся 8 классов, которое предполагает оказание информационной поддержки и консультативной помощи в определении их интересов к учебным предметам и сферам профессиональной деятельности (анкетирование- выбор курсов, экскурсии)). Сопровождение учащихся 9 классов заключается в оказании им помощи в планировании первоночального образовательного маршрута, которое осуществляется, профориентационным курсом «Я и моя профессия»
Старшая школа – помощь в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, поддержка в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности)
Психологическое сопровождение десятиклассников предполагает изучение степени и особенностей принятия старшеклассниками новых социальных условий, уровня тревожности, типа мотивации учения и помощи им, если необходимо.
Психологическая поддержка учащихся в ходе подготовки к экзаменам осуществляется через реализацию диагностики экзаменационной тревожности, классные часы - «Как готовиться к экзаменам», Как научиться правильно запоминать?», индивидуальные консультации выпускников, консультации для родителей на собраниях.
Сопровождение педагогов.
Решение задач психолого-педагогического сопровождения ребенка не может быть ограничено областью непосредственного взаимодействия психолога с ребёнка, но требует организации работы с педагогами. С педагогами используются различные формы работы. Это и индивидуальная работа психолога с учителем, работающим с классом, семинары для педагогического коллектива. По запросу педагога проводится индивидуальная работа с учителем направленная, прежде всего, на совместный поиск наиболее эффективный подход к детям, на анализ затруднений, возникающих в работе педагога с детьми и родителями, а также на снятие психологического напряжения, к сожалению, довольно часто сопровождающего работу педагога.
Сопровождение родителей
Работа с родителями- важное звено в создании благоприятных условий для развития детей. Повышение психологической компетентности родителей посредством проведения лекций, бесед, индивидуальных консультаций.
Перечисленные виды и формы работ психологического сопровождения не исчерпывают все нюансы, которые возникают в работе психолога с педагогами, родителями, детьми. Конечно же, психологу нужно знать «как» работать, но ещё важнее понимать «зачем» и «для чего».
На сегодняшний день школьная психологическая служба претерпевает период преобразования. Мы находимся в активном поиске новых форм и методов обучения, психологического сопровождения.